вторник, 2 июня 2020 г.

ИГРОВОЙ НАВИГАТОР ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Игры — неотъемлемая часть сценария жизни каждого человека. И если мы говорим о профессиональных сценариях и ролях, то несомненный интерес будут представлять профессиональные игры.
Они помогают педагогу-психологу сохранить психическое равновесие, поддержать душевное здоровье. В ситуации, когда на протяжении всей своей профессиональной жизни ты постоянно задаешь себе вопросы «Так кто же я?» и «Зачем мне все это надо?», без игр легко можно впасть в отчаянье.

Профессиональные игры действуют как адаптеры. Они позволяют сохранить и укрепить профессиональную Персону. Но при этом часто возникает ролевой конфликт, который психологи называют «Кто я, человек или психолог?» («Я мать или психолог?» и др.).

Кроме того, игры позволяют получить так называемый выигрыш. Как писал Э. Берн, «существенная особенность игры — это ее кульминация. Предварительные ходы делаются для того, чтобы подготовить ситуацию, обеспечивающую выигрыш».
В профессиональных играх выигрышем становится личностная целостность, профессиональная уверенность, снижение тревожности.

Попробуем рассмотреть некоторые наиболее распространенные профессиональные игры педагога-психолога.



💢«Жертва» — наиболее известная и популярная игра, помогающая выживать в условиях учреждения образования, особенно при многочисленных проверках.
Символами роли являются: фигура человека с распростертыми объятиями (стилизованный под человека символ Психеи), открытая книга, «затычка в бочку», «палочка-выручалочка» и др.
В школе делает всё, что скажет администрация, районный отдел образования и все те, кто как-то пытается направить его в какое-либо русло. Сам точно не знает, куда двигаться, но хаотичность работы объясняет нарушением единства требований руководства.

Страдает от обилия документации, которую сам и создает под напором разных источников. Также страдает от маленькой зарплаты за его большую работу. Часто жалуется на непонимание со стороны учителей, начальства, коллег и родителей. Иногда убежденно жертвует собой под девизом «Ну кто-то же должен!». Профессией и работой чаще всего не удовлетворен. Перебегает с одного жертвенного алтаря на другой. Прячется в кабинете в надежде на то, что его не найдут, часто уходит на больничный (с такой-то нагрузкой…).
Администрация школы его иногда жалеет и премирует, организуя душевную радость и подтверждение тому, что страдает не зря.

Цель игры — оправдание. Доказать всем и в первую очередь себе, как много я делаю для окружающих (как много я значу).
Вознаграждение — помогает избежать осознания собственных недостатков; оправдывает обиду и агрессию.

Наиболее известные фразы: «Я в школе живу», «Они без меня как без рук», «Я себя посвятила…», «О методическом дне даже и не мечтаю», «А что делать, мы же зависим от руководства», «Я устала», «Хочу в отпуск».

💢«Бог или, как минимум, его посланник» — игра избранных психологов, которые предпочли тернистый путь просвещения и спасения заблудших душ. Символами роли часто являются бабочки, вселенная, звезды и, конечно же, сама нетленная душа, она же Психея.

В школе старается занять высокие позиции, причисляет себя к администрации. Говорит афоризмами, знает, где, что, как и зачем. Просвещает всех, кого догнал. Вообще родительские и прочие университеты — это его фишка. «Проповеди» бывают длинными, нудными и часто непонятными. Может увлекаться духовным развитием всех и вся, даже организует встречи с представителями церкви.

Администрация относится к такому психологу с осторожностью: хотя основных задач учреждения образования не решает, зато богоугодным делом занимается. Учителя страдают от его выступлений на педсоветах (зевают, отключаются, демонстрируют девиантное поведение). Посланники, в свою очередь, часто обличают «неверных», призывая к ответственности или отлучая от «церкви». Родители не понимают, чего от них хотят, но уважают («человек-то умный, добра хочет и с богом в душе»).

Цель игры — повышение самооценки. Стремление занять более высокие социальные позиции.
Вознаграждение — через спасение других получить любовь и признание.
Наиболее известные фразы: «Я вам помогу», «Верьте…», «Откройте свою душу», «Необходим духовный рост», «Они не понимают, что творят», «Хотите, я расскажу, что необходимо сделать?», «Самое главное — душа!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий